Основные этапы регистрации и аккредитации юридического лица на территории Республики Казахстан
- Механизм создания юридического лица на территории Республики Казахстан (порядок создания, временные затраты, финансовые вложения для создания):
Для регистрации юридического лица и осуществления регистрационных действий на территории Республики Казахстан в соответствии с п.2 ст.13 Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» необходимо получить Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) физического лица.
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) – представляет собой уникальную комбинацию из 12 цифр, генерируется для физического лица при первичной регистрации в информационно-производственной системе изготовления документов. Формирование ИИН происходит автоматически с учётом принципов уникальности и неизменности.
Для получения ИИН иностранные граждане должны пройти процедуру регистрации в органах государственных доходов РК. Для чего первоначально требуется получить временную регистрацию в органах миграционной полиции.
Для получения ИИН в явочном порядке обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление с приложением нотариально засвидетельствованных копий следующих документов:
1) удостоверяющего личность иностранца или лица без гражданства с переводом на государственный язык;
2) подтверждающего налоговую регистрацию в стране гражданства (резидентства), с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при наличии такого документа;
3) подтверждающего сумму дохода из источников в Республике Казахстан, при наличии такого документа;
4) свидетельство регистрации временного пребывания в РК.
Приём заявления и выдача результатов проходит через районные управления государственных доходов через центры приёма и обработки информации. В результате прохождения процедуры оформления ИИН иностранный гражданин получит регистрационное свидетельство установленной формы. Сроки выдачи свидетельства ИИН для иностранцев составляют 3 дня.
После получения ИИН иностранному гражданину необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). В соответствии с п. 16 ст. 1 Закона Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», ЭЦП – это набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
При этом, в соответствии с п.п. 7 п. 9 Стандарта государственной услуги «Выдача и отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан» Утверждённый Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года №491, для получения ЭЦП иностранному физическому лицу необходимо представить в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (центры обслуживания населения (ЦОН) расположены во всех районах населённых пунктов) указанный ниже пакет документов:
1) заявление установленного образца;
2) документ, удостоверяющий личность представителя иностранного гражданина;
3) доверенность, нотариально удостоверенная, выданная иностранным гражданином, с правом представления документов на выдачу регистрационных свидетельств (ЭЦП);
4) документ, содержащий ИИН иностранного гражданина (регистрационное свидетельство о регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика Республики Казахстан).
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учётной регистрации филиалов и представительств» Государственная корпорация «Правительство для граждан» осуществляет государственную регистрацию (перерегистрацию юридических лиц), а также ведёт Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.
Государственная регистрация юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, может быть осуществлена посредством подачи электронного уведомления, которое заполняется на веб-портале "электронного правительства" при наличии ИИН и ЭЦП порядок получения которых описаны выше (При этом, при отправке электронной заявки достаточно прикрепить сканированную версию документа удостоверяющего личность), либо необходимо обратится в любой центр обслуживания населения (ЦОН) ГК «Правительство для граждан».
В результате регистрации юридического лица выдаётся справка о государственной регистрации юридического лица с присвоением бизнес-идентификационного номера (БИН) (к примеру, ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью с иностранным участием). На данном этапе юридическое лицо может заказать и получить в частном порядке необходимые печати/штампы для осуществления предпринимательской деятельности.
После регистрации юридического лица с иностранным участием необходимо получить ЭЦП юридического лица. Для получения ЭЦП юридическому лицу в ЦОН необходимо подать следующий пакет документов:
1. заявление установленного образца;
2. доверенность установленного образца;
3. документ представителя юридического лица - нерезидента, содержащий ИИН (регистрационное свидетельство о регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика Республики Казахстан);
4. документ юридического лица - нерезидента, содержащий БИН;
5. для первого руководителя юридического лица или лица, исполняющего его обязанности, взамен доверенности представляется справка с места работы либо заверенная печатью юридического лица (при ее наличии) копия приказа (решения/ протокола) о назначении на должность первого руководителя или лица, исполняющего его обязанности.
После прохождения всех регистрационных действий необходимо выбрать режим налогообложения (упрощённый либо общеустановленный) в онлайн кабинете налогоплательщика Комитета Государственных доходов Республики Казахстан (https://cabinet-salyk-kz.ru/), либо в явочном порядке в налоговые органы по месту регистрации. В случае необходимости осуществить постановку на учёт по налогу на добавленную стоимость.
Далее необходимо в соответствии с Правилами представления респондентами первичных статистических данных (утверждённые Приказом Председателя Комитета по статистике Министерства Национальной экономики Республики Казахстан от 27.12.2018г., №19) предоставить первичный статистическую форму на бумажном носителе либо в электронном виде через «Кабинет респондента» на официальном Интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан www.stat.gov.kz фиксируется системная дата автоматически.
Для осуществления платёжных операций необходимо открыть банковский счёт юридического лица в любом банке второго уровня Республики Казахстан, куда предоставляется стандартный пакет документов для открытия расчётного счета:
- Устав юридического лица (составляется самостоятельно);
- Учредительный договор (при необходимости);
- Решение о создании юридического лица;
- Приказ о назначении исполнительного органа юридического лица;
- Документ удостоверяющий личность;
- Карточка с образцами подписей и оттиска печатей (выдаётся банком).
Для целостного понимания, ниже представлен алгоритм по регистрации юридического лица в Республике Казахстан иностранным гражданином (Российская Федерация). При этом, следует отметить, что указанные выше комментарии касаются механизмов создания юридического лица в виде товарищества с ограниченной ответственностью для граждан Российской Федерации.
Алгоритм регистрации Товарищества с ограниченной ответственностью для иностранного гражданина:
- Получение и отметка в миграционной карточке (при пересечении государственной границы РК);
- Получение временной регистрации в органах миграционной полиции;
- Обращение в органы гос. доходов РК для получения ИИН (не более трёх дней);
- Обращение в ЦОН для получения ЭЦП физ. лица (не более 1-го часа);
- Регистрация Юр. лица (в явочном порядке в ЦОН либо через эл. портал) – не более трёх дней;
- Изготовление печатей/штампов в частном порядке;
- Обращение в ЦОН для получения ЭЦП юр. лица (не более 1-го часа);
- Выбор режима налогообложения через эл. портал либо в явочном порядке в органах гос. доходах РК (не более трёх дней);
- Сдача первичного стат. отчёта в органы стат. управления (через эл. портал либо в явочном порядке) – (в течение дня);
- Открытие расчётного счета в банках второго уровня.